Сочинение Канта «Религия в пределах только разума» появилось в 1793 году и, конечно же, сразу наделало много шума.
Шум стихает, если дать себе труд внимательности: ключевым в названии трактата является якобы незаметное наречие «только». Задача Канта – дать рациональный, на разуме основанный, из разума исходящий генезис религиозных представлений. Основанием этих представлений будет мораль (собственно, вотчина разума, а не рассудка), соответственно, основанием трактата о религии будет кантовская этика («Критика практического разума» и «Метафизика нравов»). Мораль обосновывает религию – не наоборот, то есть мораль не коренится в «божественных установлениях» (очевидно, рационально провести подобную дедукцию невозможно). И в то же время, по выражению Канта, мораль неизбежно ведет к религии. Почему так и в чем тут неизбежность? – пожалуй, вот главные вопросы, с которыми нужно подходить к кантовскому трактату о религии.
Ведущий: Дмитрий Хаустов