«Современное» в общеупотребительном значении указывает на существование «вместе во времени» («со временем»). В повседневной жизни под «современным» понимается всё, что случается сегодня. Однако в поле искусства «современным» становится определённая практика, направленная на критическое осмысление действительности. В английском языке это обозначается термином «contemporary art».
До конца 1990-х под «contemporary art» подразумевалось послевоенное искусство (искусство после 1945 года). Позже началом стали считаться 1960-е, период развития так называемого концептуального искусства. В настоящее время многие исследователи определяют «современным» искусство после 1989 года, время падения коммунизма и образования мирового рынка. С приходом глобализации каждая хронология оказалась проблематичной. Предложенные варианты периодизации не касались искусства Китая, Индии или Латинской Америки, для которых отсчёт современного искусства совершенно иной. Вопрос «современности» снова стал предметов искусствоведческих и философских дискуссий.
В разные времена критерии «современного» менялись и определяли новые художественные формы критического описания реальности. Искусство становилось полем экспериментов и исследований «современности».
В цикле лекций «Введение в современное искусство. Вторая половина XX века» предлагается посмотреть на искусство не как на конкретное произведение (объект), но как на процесс, который определяется социальными и политическими условиями. Искусство как индустрия, которая формирует наше представление о том, что является искусством, а что нет. Что современно, а что стало частью прошлого.
Лекцию проведёт Таисия Кучинская, искусствовед, куратор и исследователь искусства второй половины XX века.