Средневековые мистерии, балаганы, народный, реалистический театр Европы. Переход от абстрактного общего к конкретизированному частному. Важность авторства, переход от высоких идей к иллюстрации повседневности. От божественных повествований к бытовой хронике.
Театр Возрождения – пир тела и духа, торжество наслаждения, физической красоты и утоления страстей. Затянувшаяся вечеринка длиною в век. Появление оперы, как громкого эха античной парадигмы. Де Молина, Кальдерон, Лопе де Вега, Шекспир.
Классицизм и Просвещение – обращение к гротеску, масочности, условности линий, движения, мелодии античной эпохи. Подавление роком отдельно взятой личности. Торжество государства, фатума, огромного незримого механизма, вершащего человеческую судьбу. Смысл – в подвластности отдельной личности машине страны, государства, религии. Гольдони, Мольер, Шеридан, Шиллер, Гаррик.