Наш современник привык существовать в замкнутом мире рациональности с ее закономерными причинно-следственными связями. Человек, чье поведение сильно кренится в сторону от общепринятых норм, воспринимается как некто, с точки зрения своей социальной позиции, заклейменный. Ни для кого не секрет, что существует и система специальных учреждений, где такие люди существуют фактически на правах пленников ради гигиены социального тела. Казалось бы, будто безумие и соответствующее отношение к нему существует как часть объективной реальности и воспринималось таковым всегда. Работа французского философа, историка, профессионального психиатра Мишеля Фуко предлагает иной взгляд на формирование термина болезней души. Фуко предлагает нам отправиться в путешествие по миру средневековья и нового времени, проводит нас через развитие отношения к таким формам девиации как колдовство, ведовство, попрошайничество и прочее. Огромное внимание Фуко уделяет и формированию институтов изучения душевной болезни, а также содержания ее пациентов и отношений с лечащим врачом. Именно здесь сталкиваются два совершенно непохожих мира – мир дисциплинарной рациональности и мир безумия. Природа отношений врача и пациента, в данном случае – это природа отношения власти и подчинённого. Именно здесь создается та граница отношения к безумию, на которой современный социум может определить сам себя как нечто неизвращенное, отторгающее болезнь, что принципиально противоречит пониманию сумасшествия как «неразумия» в средневековье, где душевнобольные – это часть общественной системы, дефективная, но все же – часть. Тема будет разделена на 2 части — в 1-й мы рассмотрим различные примеры общественных групп, существовавших в средневековье, которые можно отметить как девиативные. Помимо тех групп, которые предлагает Фуко мы уделим внимание также феномену понятия юродства в древней Руси. 2-я часть лекции будет посвящена уже упомянутому формированию организации психиатрической лечебницы и властным отношениям врач-пациент на фоне изменения общего концепта власти в новое время по сравнению со средневековьем.
Лектор: Александр Довженко, историк