Под атрибуцией в искусствоведении понимается установление авторства, шире – принадлежности памятника к определенному кругу, имеющему сходные признаки. В России, где, в силу особенностей нашей истории, огромная часть наследия остается анонимной, неизученной и не вписанной ни в какой контекст, актуальность атрибуционных задач резко возрастает.
Она равным образом важна и для архитектурных памятников, раскиданных по необъятным просторам, и для музейных экспонатов, зачастую давно изъятых из своей прежней среды, утерявших не только имена создателей, но и ключ к пониманию заложенных в них смыслов.
Порой научное открытие в судьбе безымянного и не понятого прежде артефакта полностью меняет его место в истории культуры. А иногда способно спасти его от гибели и вдохнуть новую жизнь. Поиск всегда увлекателен и одновременно непредсказуем своим результатом.
В атрибуции важна способность увидеть и заподозрить то, что далее требует аргументации. Это почти всегда интрига: либо с уверенной финальной точкой, либо с остающимся знаком вопроса.
В центре расследования неизменно оказывается герой – художник, заказчик или модель. Искусство всегда создавалось и распространялось людьми, отражая не только их творческие устремления, но и ценности, амбиции, служило подтверждением статуса, посланием. Разгадка любого памятника, будь то усадебных домов, храмов или старых портретов, возможна только при изучении самых разных связей – как между людьми (заказчик и художник, среда, круг родственников и знакомых), так и между самими памятниками (образец и реплика, типология, форма, стиль).
Андрей Викторович Чекмарёв - искусствовед, историк архитектуры, старший научный сотрудник НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства. Член правления Общества изучения русской усадьбы (ОИРУ), организатор экспедиционных поездок по России и Европе. Исследователь усадебной культуры и архитектуры русской провинции, автор книг, научных статей, публичных лекций и фотовыставок. Преподавал историю архитектуры и изобразительного искусства в МГАХИ имени В.И. Сурикова и МАРХИ.