Бюро неформатных событий Зовём.Ру

Авторизоваться через соц. сети

Гоголь. Видимый-невидимый. Фестиваль в честь 215-летия Николая Васильевича Гоголь. Видимый-невидимый. Фестиваль в честь 215-летия Николая Васильевича

Архив. Мы больше не анонсируем данное мероприятие. Возможно информация полностью устарела. Что там дальше мы не знаем.

Зовём на фестиваль

Когда?

с 13 апреля 2024

Город

Москва

Где?

Центральная универсальная научная библиотека им. Н.А. Некрасова. ул. Бауманская, д. 58/25, стр. 14

Метро

Бауманская

Условия участия:

Предварительная регистрация: https://biblioteka.nekrasovka.ru/gogol_215

Опера, балет, театр предмета и аудиоспектакль, классическая музыка и театр горожан, книжная презентация и открытая репетиция, блюда и игры эпохи, дискуссии, литературные анекдоты, лекторий, мастер-классы, нос и многое другое — на дне рождения Николая Васильевича Гоголя в Некрасовке

Ах, какой пассаж! 

В первой части программы мы исследуем повести, комедии, публицистику и другие тексты Гоголя — послушаем театральную читку, обсудим на книжном клубе, узнаем, какие народные песни собирал Гоголь, и попробуем писать как Николай Васильевич.

«Женитьба». Открытая репетиция

15:00

Как текст становится действием и превращается в спектакль? Как из описаний автора, режиссёрской и актёрской работы рождаются образы персонажей? Об этом расскажут режиссёр и актриса, разбирая гоголевскую «Женитьбу» в присутствии зрителей.

Виктор Рыжаков, российский театральный и кинорежиссёр, лауреат множества российских и зарубежных театральных премий, профессор Школы-студии МХАТ

Светлана Иванова, российская театральная («Современник») и киноактриса, лауреат российских кинопремий

«Словом, пошли толки». Презентация книги «Второй том „Мёртвых душ“: замыслы и домыслы»

16:00

Как могло развернуться действие «Мёртвых душ» во втором томе? Откуда мы это знаем? Действительно ли трёхчастное строение «Божественной комедии» Данте вдохновило Гоголя задумать именно три тома? Кто и зачем создавал стилизации гоголевского текста в XIX, XX и XXI веке? На презентации книги Екатерины Дмитриевой «Второй том „Мёртвых душ“: замыслы и домыслы» мы обсудим богатую мифологию, которая окружает знаменитую поэму, и реконструкцию утраченных глав, которая стала возможна благодаря воспоминаниям современников писателя.

Екатерина Дмитриева, член-корреспондент РАН, доктор филологических наук, главный научный сотрудник ИМЛИ им. А. М. Горького РАН

Татьяна Сохарева, литературный и художественный критик

«Что ни вечер, пелись песни». Интерактивная лекция-концерт с живой музыкой и театром

17:30

Николай Васильевич увлечённо записывал народные песни и просил своих родственников и знакомых присылать ему интересные экземпляры. В 1908 году на основе его тетрадей был издан сборник — и на фестивале мы познакомимся с народными песнями эпохи Гоголя на основе собранных им материалов. 

Сергей Аполлонов, актёр, музыкант (группа «Залпом»), куратор программы

Мария Лапшина, актриса, финалистка шоу «Голос»

Анатолий Кормановский, актёр («Современник»), финалист шоу «Голос»

Родион Аверьянов, композитор

«Пошла писать губерния!» Мастер-класс по придумыванию абсурдного персонажа

15:00

Литература абсурда всегда погружает читателей в полные гротеска и фантасмагории миры. Кафка, Хлебников, Гоголь, Хармс и многие другие авторы рассказывали истории, в которых крупицы смысла обнаруживались в зияющей бессмысленности человеческого бытия. Но несмотря на то, что литература абсурда, как правило, избавлена от причинно-следственной сюжетности, у подобных текстов есть своя логика. На мастер-классе мы поговорим о том, по каким законам строится литература абсурда и как использовать абсурдистские приёмы в текстах любого жанра. Мы разберём саму философию абсурда и многообразие его видов, посмотрим на классические и современные литературные примеры, а затем попробуем создать абсурд в собственных текстах.

Денис Банников, преподаватель НИУ ВШЭ и Creative Writing School

«Обращаться с словом нужно честно». Книжный клуб по «Выбранным местам из переписки с друзьями»

15:00

Как и почему создавалась эта книга? Что предшествовало её выпуску и каковы были последствия публикации? В чём обвиняли Гоголя западники в лице Виссариона Белинского и славянофилы в лице Сергея Аксакова? Как отнеслись к «Выбранным местам…» представители церкви? Почему эту книгу можно считать первым шагом к смерти для её автора? Эти вопросы обсудит с участниками читательского клуба писатель Владислав Отрошенко — куратор фестиваля и автор бестселлера «Гоголиана».

Владислав Отрошенко, писатель, автор 10 книг прозы и эссеистики, лауреат Премии Правительства РФ в области культуры («Гоголиана»), литературной премии «Ясная Поляна» и других

«Употребляй тонкость ума!» Настольные игры по жизни и творчеству Гоголя

16:00

Превращаемся в Чичикова и стараемся скупить как можно больше мёртвых душ, преодолевая упорство мрачного Собакевича и легкомысленность беспечного Ноздрёва. А ещё притворяемся знатоками всех сочинений Гоголя и, чтобы быстрее сбыть с рук карты, бессовестно хвастаемся, стараясь убедить других игроков, что читали каждый его текст по три, по четыре, а то и по пять раз. Одним словом, на время игротеки примеряем на себя гоголевских персонажей с их широкой душой в трёх настольных играх, разработанных специально к фестивалю.

«Утро делового человека». Абсурдистская игра про бюрократию

16:00

Двухчасовая ролевая игра с элементами иммерсивного спектакля, в которой вам нужно сразиться с бюрократической машиной. Подать заявление о пропаже собственного носа, оформить купчую на мёртвые души или найти украденную шинель — любая задача становится сложной, когда чиновники совсем не горят желанием дать ход вашему делу. Попробуйте добиться своего, несмотря на то, что Кузьма Лукич то и дело уходит на обеденный перерыв, а Артемий Филиппович постоянно теряет свою печать.

У всякого есть свой задор

Николай Васильевич любил творить стоя, советовал переписывать готовый текст восемь раз и непременно писать каждый день, а ещё — чередовал писательство с вязанием или строганием. Во второй части программы мы поговорим о том, как устроена психология творчества, изучим связи искусства и безумия, а ещё — попробуем свои силы в любимых увлечениях Гоголя.

«Отрывок». Интерактивная читка литературных анекдотов

19:30

Гоголь переоделся Пушкиным, решил напугать Тургенева, съел весь сахар у Майкова и… задумался о душе. Таким Николай Васильевич оказался в литературных анекдотах, ошибочно приписываемых Даниилу Хармсу. На самом же деле сборник «Весёлые ребята» был написан в начале 1970-х годов сотрудниками журнала «Пионер» — книжным графиком Натальей Доброхотовой-Майковой и художником-нонконформистом Владимиром Пятницким. На фестивале вы сможете послушать небольшие актёрские скетчи на основе этой книжки.

Никита Юськов, актёр театра и кино, выпускник Школы-студии МХАТ (мастерская Виктора Рыжакова)

Алексей Каманин, актёр театра и кино, выпускник Школы-студии МХАТ (мастерская Виктора Рыжакова)

Артём Дубра, актёр театра и кино, выпускник Школы-студии МХАТ (мастерская Виктора Рыжакова)

«Позвольте вам этого не позволить». Диспут о втором томе «Мёртвых душ»

20:00

Каким должен был быть второй том «Мёртвых душ» согласно задумке Гоголя? Что ждало в нём Чичикова? Гениален ли или безумен этот текст? Действительно ли это был шедевр, как говорили некоторые современники писателя, — или Николай Васильевич справедливо предал рукопись огню? На диспуте вместе со специалистами по творчеству Гоголя мы попробуем понять, что утратила русская литература в февральскую ночь 1852 года.

Екатерина Дмитриева, член-корреспондент РАН, доктор филологических наук, главный научный сотрудник ИМЛИ им. А. М. Горького РАН

Владислав Отрошенко, писатель, автор 10 книг прозы и эссеистики, лауреат Премии Правительства РФ в области культуры («Гоголиана»), литературной премии «Ясная Поляна» и других

Фёкла Толстая, теле- и радиоведущая, модератор дискуссии

Сергей Сапожков, доктор филологических наук, старший научный сотрудник ИМЛИ им. А. М. Горького РАН

«Театр горожан». Премьера спектакля

19:00

Театр горожан — это формат современного театра, в котором профессионалы и люди, не имеющие театрального опыта, объединяются, чтобы сделать совместное художественное высказывание на волнующую их тему. Творческая команда лаборатории вместе с горожанами разработала спектакль, в котором повседневный опыт и переживания переплетутся с миром произведений Гоголя. Премьеру этого спектакля вы увидите на фестивале.
Вместе с творческой командой соавторами спектакля стали: Ангелина, Наташа Дианова, Ксения Романенко, Мария Крыжевич, Екатерина Райц, Анастасия Гаврилова, Анна Волобуева, Мария Пелишенко, Пётр Дёмин, Евгений Забелин, Давид Хасан, Алексей Ивашкевич.

Полина Шатохина, исследовательница и практик современного театра, педагог, конструктор социально ангажированных театральных проектов: спектаклей, перформансов

Арсель Узак, режиссёр театра и мультимедиапроизводства

Карина Бесолти, театральный режиссёр и драматург

Александр Чеботарёв, театральный режиссёр

Ильдар Хуснуллин, режиссёр-постановщик драматического театра, исследователь процесса зрительского восприятия путём использования иммерсивных и партиципаторных практик

Алёна Глинская, художник-постановщик театра и кино, сценограф

Екатерина Тимофеева, драматург, театральный критик, педагог, финалист и победитель многих драматургических конкурсов, автор пьес, поставленных в разных городах России

Антон Поморев, художник по свету

«Кошельки и другие сюрпризы». Мастер-класс по интуитивному вязанию

18:30

«Сидит под окном вяжет или строгает, и перед ним лежит клочок бумаги и ка­рандаш». Вязание, как доказал Николай Васильевич, — отличный способ вдохновиться и обдумать пару строк для нового произведения. Провяжешь пару рядов, глядишь, в голову пришла замечательная идея. На фестивале можно будет связать себе обновку к весне — а может быть, и продвинуться в творческих замыслах!

Наталья Сенаторова, главный библиотекарь Некрасовки, лучший библиотекарь Москвы 2021

«Нос». Мастер-класс по лепке носов

18:30

Хлеб, как известно, дело печёное, а нос совсем не то. При этом герой повести Николая Васильевича нашёл нос именно в хлебе. Поэтому мы решили поженить две этих стихии — печёную и физиологическую — на мастер-классе, чтобы каждый посетитель фестиваля смог слепить себе из теста один, а то и два замечательных носа. Вдруг настоящий сбежит. Кто что ни говори, а подобные происшествия бывают на свете, — редко, но бывают.

Алёна Ярмольчук, архитектор, художница

О моя юность! О моя свежесть!

Паста и кулебяки, шляпы и украшения, музыкальные салоны и итальянские художники — в третьей части программы мы будем изучать время, в которое жил и творил Николай Васильевич, удивляться, какие наряды и гастрономические изыски были в моде, пробовать себя в шулерских приёмах XIX века и играть в «жёлтого карлика».

«Цветы удовольствия». Лекция-концерт о классической музыке первой половины XIX века

21:00

Что мог слышать Николай Васильевич Гоголь, сочиняя в 1834 году своё знаменитое эссе «Скульптура, живопись и музыка» и лишь мечтая о петербургских салонах, где он окажется только через три года? Всё будет потом — и дружба с сыном великого мецената Виельгорского, который угас на его руках в Риме, полном сладостных напевов бельканто, и пение фрейлины Смирновой-Россет…
На концерте мы погрузимся в атмосферу петербургских музыкальных салонов XIX века и послушаем романсы, альтовые и фортепианные сочинения Михаила Ивановича Глинки — композитора, с которым могли встречаться в гостиных Василий Андреевич Жуковский, Александр Сергеевич Пушкин и Николай Васильевич Гоголь.

Фёдор Софронов, кандидат искусствоведения, научный сотрудник кафедры современной музыки Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского

Регина Штейнман, солистка ансамбля Les Moscovites, артистка театра «Сатирикон» и оркестра Pratum Integrum

Николай Мартынов, солист оркестра Pratum Integrum и ансамбля Les Moscovites, лауреат Международного конкурса клавесинистов имени А. Майкапара

«Совершенно ваш Гоголь». Лекторий об увлечениях и эпохе Гоголя

21:00

Видеть, слышать, осязать и нюхать: на экспресс-лектории разбираемся, частым гостем каких художников Гоголь был в Риме и как это сказалось на его художественном мировоззрении, узнаём, как готовить мнишки, пирог-рассольник и рис по-милански, а ещё пытаемся понять, почему современники писателя так по-разному описывали его внешность — и как сам он видел себя со стороны.

Александр Иваницкий, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник ИВГИ им. Е. М. Мелетинского РГГУ, заслуженный работник РГГУ

Елена Первушина, лауреат Беляевской литературной премии, автор книги «За столом с Гоголем. Любимые блюда великого писателя»

Владислав Отрошенко, писатель, автор 10 книг прозы и эссеистики, лауреат Премии Правительства РФ в области культуры («Гоголиана»), литературной премии «Ясная Поляна» и других

Дмитрий Сурис, врач-хирург, организатор в сфере здравоохранения

«Во фраке с покушеньями на моду». Мастерская мужских украшений

21:00

«Он был одет как с иголочки, но не потому, что был праздник, а по всегдашней привычке одеваться изящно, можно сказать, — щегольски» — современники Гоголя оставили много воспоминаний о любви писателя к моде и нарядам. На мастерской мы попробуем создать украшения, вдохновившись стилистическими решениями Николая Васильевича. Чем эпатажнее и абсурднее, тем лучше! Побольше перьев, тесьмы, бусин — и не стоит беспокоиться об уместности и умеренности :)
Наличие специальных навыков не требуется, всё можно будет освоить на месте.

Екатерина Белкина, историк и дизайнер украшений

«Игроки». Старинная игротека

21:30

Коллеги Акакия Акакиевича играют в вист, в «Игроках» мечут банк, Чичиков берёт в руки шашки… В творчестве Николая Васильевича то тут, то там встречаются игры. С помощью почтенной публики завзятые игроведы из проекта «Старинная игротека» продемонстрируют, во что же играли персонажи великого писателя и представители разных чинов и званий в это время. Вы разберётесь, как играть в «гуська», «замок», «жёлтого карлика», и освоите пару шулерских приёмов XIX века.

Пётр Ершов, исследователь игр, сотрудник историко-культурного комплекса «Особняк купца Носова», руководитель проекта «Старинная игротека»

Андрей Князев, реконструктор, исследователь игр

«Это был Гоголь!» Открытие выставки, посвящённой жизни и личности Николая Васильевича

21:30

Как и всякий большой писатель, Николай Васильевич у каждого свой — но каким же он был на самом деле? Вот даже цвет волос: блондин? брюнет? русый? Дадут ли ответ воспоминания современников? Не дают ответа — но предлагают сотни свидетельств и версий, через которые робко проглядывает настоящий Гоголь — живой, противоречивый, разный.
Даже не думая брать на себя смелость рассказать о Гоголе всё, на новой выставке мы предлагаем сфокусироваться на частностях и деталях — от любви Николая Васильевича к Риму, равиоли и катанию хлебных шариков до сложных отношений со светским обществом и собственным паспортом. На выставке вы встретите цитаты из писем и дневников Гоголя, его родственников и друзей, а также найдёте книги и материалы из фонда Некрасовки, посвящённые творчеству Николая Васильевича.

Прекрасное далёко

Ночную программу фестиваля мы посвятим пространству. У Николая Васильевича были с ним особые отношения — он любил путешествовать, изучать растения и цветы, которые его окружают, восхищался Италией и считал, что Россию лучше видно издалека. В этой части программы состоится премьера четырёхчастного спектакля, созданного специально к фестивалю, — мы освоим пространство библиотеки методами оперы, балета, аудиоспектакля и театра предмета сквозь призму творчества Гоголя.

«Гоголь. Видимый-невидимый». Премьера четырёхчастного спектакля

22:30

Каково жить на свете, когда знакомые и друзья ждут твоего нового сочинения, беспрестанно заглядывают в глаза и задают вопросы, а текст, как назло, совсем не пишется? Кажется, что воздух вокруг тебя наэлектризован недовольством и слухами. Этой атмосфере нетерпеливого ожидания, в которой жил Гоголь в течение многих лет, посвящены театр предмета, современная опера, современный балет и аудиотеатр — составляющие спектакля «Гоголь. Видимый-невидимый», который охватит сразу несколько библиотечных пространств.

Место начала спектакля — на улице у здания библиотеки.

Карина Бесолти, театральный куратор спектакля

Михаил Плутахин, режиссёр «театра предмета»

Фати Бесолти, композитор

Ирина Васьковская, драматург

Ольга Цветкова, хореограф и режиссёр, куратор, перформер

Полина Кардымон, театральный режиссёр, художник, куратор, перформер, основательница «архива хрупкого искусства»

Егор Зайцев, драматург, поэт, переводчик

Антон Поморев, художник по свету

Мария Челоянц, современный художник, участник арт-группы NONSNS, дизайнер-график, педагог

Георгий Голицын, современный художник, участник арт-группы NONSNS, художник-поставщик в кино, педагог

«Всё не то, чем кажется». Гадательная

22:30

«Чудно устроено на нашем свете!» — можем повторить мы за Николаем Васильевичем. Всё-то мы хотим знать наперёд — и кто наш суженый, и какая нам уготована судьба, и какой выдастся год. Много гадали люди в XIX веке, а мы, хоть и живём иначе, по-прежнему любопытны и суеверны. На фестивале мы погрузимся в волшебную атмосферу традиционных народных гаданий. Все желающие смогут заглянуть в своё будущее, послушать интересные рассказы, а также услышать старинные лирические песни в сопровождении гуслей.

Мария Фролова, музыкант-гусляр, фольклорист, этнограф

«И цветёт папоротник». Коллективные садовые практики

22:30

Вокруг папоротника сложено много мифов и легенд, приписывающих ему магические свойства. Цветок папоротника помогает узнавать целебные свойства растений, понимать язык зверей и птиц, находить клады. Но поиск цветка труден и опасен, ведь искать его нужно в глухой лесной чаще. Как и герой повести Гоголя «Вечер накануне Ивана Купала» Петрусь, мы тоже решили обзавестись мистическим цветком, но вырастить его самостоятельно. Предлагаем вам вместе посадить растение и унести частичку волшебства домой.