Универсальности вагнеровского искусства соответствует универсальность его деятельности. Так, Вагнер-композитор, подчиняющий себе Вагнера-поэта, уводит в сторону от Вагнера-философа, теоретика, эстетика. Между тем эстетическая философия Вагнера важна как для понимания его искусства, так и сама по себе. Эстетическая теория Вагнера проективна, целеустремленна – ее цель есть Целое, имена которого суть Произведение искусства будущего и Gesamtkunstwerk (универсальное произведение искусства). Целое противостоит отделенности частей, и разрозненные формы искусства (танец, музыка, поэзия), «эгоистически» замыкаясь в себе, заходят в тупик исчерпанности своих ограниченных средств. Отделенное, искусство умирает. Единственный выход, задачу, цель Вагнер видит в великом синтезе искусств – в создании универсальной формы, органически объемлющей всё то, что было разрознено прежде.