Мы начинаем работу открытого философского семинара Философские чтения, сокращенно ФилЧит. Наша задача — чтение и обсуждение философских текстов, их прояснение, работа над критических языком.
И для начала мы выбрали тему, так или иначе объединяющую интересы участников семинара — проблему власти. Власти как философского понятия, понятия, нуждающегося в актуализации, обсуждении, исследовании.
Если Вам интересна эта тема, мы предлагаем вам присоединиться к деятельности семинара.
Читаем работы ключевых авторов и обсуждаем их на семинаре вместе с Дмитрием Хаустовым, Борисом Подорогой и другими участниками.
СЕМИНАР № 8 — продолжение
ВЛАСТЬ РЕССЕНТИМЕНТА
Уважаемые поклонники философии! В нашем семинаре, который мы проводим уже несколько месяцев наметились изменения. До сих пор его трудно было отличить от лекции, за исключением, быть может, большей продолжительности по времени и большего числа задаваемых вопросов. Теперь же мы займемся чтением. Мы будем двигаться по тексту, комментируя наиболее содержательные и выразительные его фрагменты. Отдельные отрывки буду зачитываться вслух и активно обсуждаться всеми участниками заседания – так мы надеемся достичь более продуктивного осмысления материала. Повторяем, текст и еще раз текст! Такая работа потребует длительного периода – будьте готовы к тому, что рессентимент продлится не одно занятие.
В ближайшее воскресенье читаем «Генеалогию морали» Фридриха Ницше, и вот на какие ее части мы предлагаем Вам обратить внимание (хотя понятно, что нужно, по возможности, прочесть ее целиком) + несколько вопросов для некоей начальной ориентировки. (Ницше Ф. «Сочинения в двух томах». Т. 2. М., «Рипол-Классик». 1998. С. 409-474 (К генеалогии морали)
Итак:
«Рассмотрение первое. “Добро и зло, Хорошее и плохое”»
Блоки 2, 4, 5, 6, 7, 10, 11, 13- были рассмотрены
«Рассмотрение второе. “Вина, Нечистая совесть и все что сродни им”».
Блоки 1, 3, 4, 5, 8, 11, 12, 14, 17, 19, 20, 21 — будут рассматриваться
«Рассмотрение третье. “Что означают аскетические материалы”?»
Блоки 11, 13, 15, 20, 24.
Вопросы:
1. Полезное/вредное & хорошее/плохое.
2. Отчужденность и пафос дистанции.
3. Месть как творчество: образ Бога.
4. Долги и боль: мнемотехника
5. Жрец и священник: рождение аскетического идеала.