Умберто Эко – философ, а не писатель и не публицист – один из важнейших критиков структурализма с позиций семиотики. Его концепт открытого произведения также вписывается в линию такой критики, также может быть рассмотрен с семиотических позиций, но вместе с тем предполагает куда более широкое прочтение, сказывающееся о том, что такое «ситуация постмодерна». Постмодерн, взятый как традиция письма и некий ансамбль текстов, демонстрирует настойчивую волю к «открытости», к выходу текста за рамки самого текста, за всякие рамки, поставленные ему традицией, культурой, социальными практиками. Дерзание Эко – это попытка развернуть механизм проявления и работы такой «открытости», пристально рассмотреть те не всегда очевидные текстуальные практики (в литературе, в философии, шире – в культурном творчестве как таковом), благодаря которым осуществляется постмодернисткий проект размыкания и критики целостностей, отправляется стратегия различий и этика не тождественного, но всегда иного.