Начиная с учения о гражданине мы оказываемся в высшей и основной области философских интересов Гоббса, которую по названию самого крупного искусственного тела можно назвать учением о государстве. Телу государства посвящен знаменитый трактат Гоббса «Левиафан». Именно политическое учение, изложенное здесь, объемлет гоббсовские понятия естественного и искусственного тел, трактует человека в связи его индивидуального и коллективного бытия. При этом Гоббс, следуя в этом отношении за Макиавелли, первичным полгал именно индивидуальное бытие и индивидуальные же интересы, считая государственное тело неизбежно вторичным – это понятно уже исходя из различия и соотношения естественного и искусственного. И тем не менее именно государство является грандиозным и сложнейшим результатом множественных индивидуальных отношений. Этот результат есть переход от естественного состояния – status naturalis – к состоянию гражданскому – status civilis. Он же – переход от естественного права к праву гражданскому, с чем связано рождение морали, которой попросту нет на уровне естественного состояния, ограниченного лишь законом самосохранения (здесь человек человеку волк, как резюмирует Гоббс, и здесь царит война всех против всех). Сам переход осуществляется путем общественного договора, утверждающего единую и единственную власть надо всеми индивидами. Эта власть, обозначающая то самое высшее искусственное тело, и есть государство, для которого Гоббс использует неоднозначную библейскую метафору чудовища Левиафана.