Тема сегодняшней лекции — философия русского персонализма. Его проповедники — русские последователи Готфрида Вильгельма Лейбница (с его монадологией и панпсихизмом) — в ожесточённой полемике с позитивизмом, кантианством и материализмом, отстаивали онтологическую самоценность личности, свободу воли и пытались совместить свою философию с христианской религией. Это Алексей Александрович Козлов — самобытный и оригинальный мыслитель, один из первых издателей философского журнала в Россиии, сторонник панпсихизма, «гносеологического символизма» и мастер философских диалогов в платоновской манере. Это его сын Сергей Алексеевич Аскольдов — непримиримый борец с большевизмом и столь же неутомимый критик кантианства, предложивший оригинальную концепцию пространства и времени и развивший мысли своего отца. И, наконец, это ближайший друг Владимира Соловьёва — Лев Михайлович Лопатин, глава Московского Психологического Общества и редактор «Вопросов философии и психологии», борец с позитивизмом, певец свободы воли, этик, выдающийся историк философии. В чём состояло значение и своеобразие русского персонализма, и как он соотносился с мировым персоналистическим движением? Обо всём этом — поговорим на очередной лекции курса по истории русской философии.