«Жестокий талант», «философ трагедии», «тайновидец души»... Вот лишь некоторые эпитеты, которыми именуют Фёдора Достоевского. Его определяющее влияние на русскую и мировую культуру бесспорно. Его философский гений — тоже. Но далее начинаются споры. Был Достоевский «реакционером» или «революционером»? Любителем «психопатологий»? «Реалистом» или «мистиком»? «Гуманистом» или свидетелем крушения гуманизма? Знатоком души человека или исследователем его духа? Безуспешно и мучительно «искал Бога» или всё же нашёл Его? Был ли он русским державным националистом или певцом всечеловечества? Можно ли говорить о собственном «учении» Достоевского (и о его позиции в «Дневнике писателя»), если очевидны диалогизм и полифония его творчества и диалектика его героев? Как на его творчестве сказалась трагедия его жизни: смертный приговор, каторга, нищета, эпилепсия? О Достоевском спорили Ницше и Сартр, Цвейг и Камю, Фрейд и Бердяев, Бахтин и Шестов, Соловьёв и Михайловский, Мережковский и Розанов. Томас Манн и Григорий Померанц. Мы также попробуем хоть немного прикоснуться к философским идеям Фёдора Михайловича и поговорить сегодня о стереотипах вокруг его сочинений, о его жизненном пути и о связи его поэтики и философии.
Лектор - Рябов Петр Владимирович, кандидат философских наук, доцент кафедры философии МПГУ, историк, философ, публицист, исследователь истории и философии анархизма и экзистенциализма.