На лекции, приуроченной к Году Японии в России и выставке «Шедевры живописи и гравюры эпохи Эдо», мы поговорим о влиянии японского искусства и жизни Японии на западноевропейский мир на рубеже 19-20 веков.
Европейские художники того времени не только наполняли картины изысканными предметами, но и анализировали технику японской гравюры, переосмысливали принципы декоративной композиции, плоскостного решения. Уистлер, Мане и Моне, Ван Гог, Лотрек, художники группы Наби, Густав Климт – и это далеко не полный перечень художников, испытавших влияние укиё-э, а также произведений прикладного искусства, в особенности японского фарфора.
Японская гравюра стала источником вдохновения для дизайнеров стиля модерн, руководствовавшихся «принципом верности природе». Владелец галереи La Maison de l’Art nouveau, издатель журнала «Живописная Япония» Зигфрид Бинг отмечал, что «японским художникам хорошо известно, что природа несет в себе важнейшие элементы всех явлений. Поэтому в процессе их творчества даже маленькой былинке есть место среди возвышенных представлений искусства».
Преподаватель: Анна Никифорова, редактор в Фонде развития правовой культуры. Автор статей, посвящённых искусству и праву, в настоящий момент Анна работает над диссертацией, посвящённой культурологическому аспекту творчества прерафаэлитов. Для более полного понимания творчества художников она посетила крупнейшие музеи Великобритании. Во время работы над циклом лекций «Импрессионизм vs Символизм & Экспрессионизм» досконально изучила коллекции парижских и венских музеев, а также декоративные мотивы в архитектуре Венского сецессиона.