ПРОЕКТ «POET-IN-RESIDANCE»
ЗОЛОТЫЕ СТРАНИЦЫ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (ЕВРОПЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА В КОНТЕКСТЕ МЕНТАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА)
Авторский курс Алексея Геннадьевича Машевского (Рассчитан на 3 года)
ВТОРОЙ СЕЗОН (сентябрь-декабрь 2011 г.)
Цикл носит не столько историко-филологический, сколько культурологический характер. Важнейшие литературные памятники рассматриваются в двух аспектах. Во-первых, с точки зрения той роли, которую сыграли эти произведения в становлении европейского сознания, и, во-вторых, с точки зрения экзистенциальных проблем, которые волновали их авторов и остались актуальными сегодня.
28 сентября 2011, среда. Начало в 19.00
Утопии Ренессанса и Нового времени. «Утопия» Томаса Мора и «Город солнца» Томазо Кампанеллы. «Новая Атлантида» Френсиса Бэкона.
В лекции рассматривается, к каким последствиям приводит ренессансных мыслителей последовательная ставка на разум и земное счастье человека. Показывается, что дальнейшее развитие европейского социума пошло по пути реализации двух типов утопических проектов (по Бэкону и Мору), приведших к возникновению общества массового потребления (капитализм) и массового распределения (социализм).
12 октября 2011, среда. Начало в 19.00
От энтузиазма к скепсису: эволюция литературы французского Ренессанса от «Гаргантюа и Пантагрюэля» Рабле до «Опытов» Монтеня.
В лекции рассказывается о важнейших явлениях французской ренессансной литературы XVI века в ее эволюции от жизнерадостных, насыщенных юмором первых книг романа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» до пропитанных скепсисом эссе Монтеня.
26 октября 2011, среда. Начало в 19.00
Множественная картина мира человека XVII века и «Дон Кихот» Сервантеса.
Лекция посвящена роману Сервантеса – роману нового типа, открывающему эпоху Модернизма (или Нового времени). Поразительное свойство созданного Сервантесом произведения состоит в том, что в нем впервые на равных правах сосуществуют две противоположные точки зрения на реальность, каждая из которых может считаться истинной: точка зрения Дон Кихота, требующего следовать идеальным представлениям о высоком назначении человека, и точка зрения «здравого смысла», видящего в поступках людей лишь расчет, погоню за выгодой и страх наказания.
9 ноября 2011, среда. Начало в 19.00
Творчество Шекспира и его сонеты.
Лекция посвящена особенностям творческого метода Шекспира, загадке его личности. Анализируются сонеты Шекспира, главной темой которых становится творчество и любовь в их противостоянии небытию.
16 ноября 2011, среда. Начало в 19.00
Ранний Шекспир. Трагедия «Ромео и Джульетта» и комедия «Сон в Летнюю ночь».
В лекции рассматривается ранний ренессансный этап творчества Шекспира, отмеченный оптимистической верой в неисчерпаемую творческую мощь человека, в его способность служить добру. В своей самой поэтичной комедии «Сон в летнюю ночь» драматург повествует о великом единстве мира, пронизанного витальной силой любви. А вот темой знаменитой трагедии «Ромео и Джульетта» становится как раз не любовь, а влюбленность, проблема приятия или неприятия враждебной реальности, в которой приходится жить героям.
30 ноября 2011, среда. Начало в 19.00
Трагедии Шекспира. «Гамлет», «Макбет» и проблема источника зла.
Лекция посвящена важнейшей теме зрелого творчества Шекспира: исследованию природы зла. Неутешительный вывод великого драматурга об укорененности зла в самой человеческой природе, в самой нашей свободе воли подводит черту под утопией гармонического мира Ренессанса.
7 декабря 2011, среда. Начало в 19.00
Позднее творчество Шекспира. «Буря».
С поздними драмами Шекспира («Буря», «Зимняя сказка») европейская драматургия вступает уже в новую эпоху – эпоху барокко. Проблематика «Бури» напрямую связана с теми трагическими вопросами, с которыми сталкивается постренессансное сознание, пришедшее к пониманию опасности индивидуализма и ничем не сдерживаемых претензий личности на самоосуществление.