22 апреля, в рамках Библионочи, музей и библиотека Сахаровского центра приглашают на презентацию электронной публикации литературного архива Елены Львовны Владимировой, хранящегося в фондах Сахаровского центра, и на доклад кандидата филологических наук, критика, поэта Данилы Давыдова «Судьбы независимых поэтов в эпоху исторического разрыва».
Елена Владимирова (1902 — 1962) начинала как журналистка в 1920-х годах. В 1937-м вслед за своим мужем Леонидом Сыркиным — редактором газеты «Челябинский рабочий», она была арестована. Муж был расстрелян, она оказалась на Колыме. Там она начала писать стихи.
Двадцать лет жизни Е.Л. Владимировой прошли в лагерях и ссылках. Она чудом выжила.
Сама она называла себя «тюремным поэтом», потому что память о ГУЛАГе и раздумья над судьбой страны, пережившей сталинский террор, стали основной темой ее творчества до конца дней.
Стихи Владимировой почти не издавались ни при ее жизни, ни впоследствии. Однако в наши дни ее стихотворение «Мы шли этапом» известно как одно из самых сильных художественных свидетельств о нравственном подвиге человека, не сломленного ГУЛАГом.
Архив Елены Владимировой, включая текст ее поэмы «Не все равно!» и несколько поэтических сборников, подготовленных ею к печати, но так и не увидевших света, после ее смерти хранился в семье ее друзей. Сборники, переданные нам на хранение Александром Клюкиным, сегодня стали доступны на интернет-странице Библиотеки Сахаровского центра среди других неопубликованных литературных и мемуарных материалов из советского прошлого нашей страны.
Русская поэзия середины ХХ века испытала двойной разрыв: очевидный всем внелитературный, исторический: революция, гражданская война, эмиграция, политика СССР, репрессии, Великая Отечественная война, новая волна репрессий,- но и внутрилитературный, связанный с распадом некогда единого общемодернистского языка поэзии, который сформирован был еще в недрах символизма. В результате, середина века оказывается самой непрочитанной эпохой в истории русского стихосложения, — и самой неизученной, самой необобщенной и неотрефлексированной. Между тем, даже в самые мрачные годы существовали группы и круги друзей-поэтов, жили поэты-одиночки, маргиналы, чудаки, — или, напротив, скрытые под иными социальными, порой успешными масками, подлинные авторы; были и фигуры-медиаторы, соединявшие Высокий Модернизм (часто называемый Серебряным Веком) и Послевоенный Андеграунд. Лагерная поэзия — неотменимая часть этой ситуации, но ею данная ситуация отнюдь не исчерпывается.
Мы предполагаем очень кратко проследить основные проблемы, связанные с пониманием независимой русской поэзии минувшего века.