Бюро неформатных событий Зовём.Ру

Авторизоваться через соц. сети

Два Императора Два Императора

Архив. Мы больше не анонсируем данное мероприятие. Возможно информация полностью устарела. Что там дальше мы не знаем.

Зовём в музей

Когда?

с 15 февраля 2012 по 15 марта 2012

 

Город

Москва

Где?

ул. Делегатская, д. 3

Как пройти?

ул. Делегатская, д. 3

Сайт:

www.vmdpni.ru/

Условия участия:

Музей работает ежедневно с 10.00 до 18.00 (в субб. с 11.00 до 19.00; выходной – вторн., 27.02. – сан.день). Билеты от 100 до 200 руб., в посл. среду месяца (29 февр.) – бесплатно для школьников и студентов.

 Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства представляет выставочный проект, посвященный 200-летию Отечественной войны 1812 года

ДВА ИМПЕРАТОРА

«Александр! Мы любили друг друга…»
Наполеон

Во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства с 15 февраля до 15 марта  пройдет выставка «Два Императора», посвященная 200-летию Отечественной войны 1812 года. Экспозиция является одной из первых в нашей стране в ряду юбилейных исторических событий 2012 года, объявленного Годом российской истории.

Для этой «увертюры» взят необычный ракурс: отношения двух императоров – Александра I и Наполеона I. Тематически выставка выдержана по историческим периодам и представлена экспонатами из крупного личного собрания коллекционера Александра Вихрова, которое он формирует уже более 30 лет, дополненными рядом вещей из фондов музея ВМДПиНИ и других собраний.

И дружба, и вражда Александра с Наполеоном были сотканы и из парадоксов: миролюбивый русский император был инициатором всех своих войн с Францией, а воинственный император французов неустанно добивался союза с Россией. «Александр! – сорвалось однажды с уст пленника острова Святой Елены, – мы любили друг друга…».

Двух великих императоров связывали эпохальные события войны и мира. Аустерлиц, Тильзит, Бородино, вступление французов в Москву, Битва народов под Лейпцигом, наконец, взятие Парижа; причем каждое из событий нашло широкое отражение в европейском искусстве.

Зритель увидит мозаику из многочисленных предметов и произведений искусства французского, итальянского, германского и российского происхождения, которые были созданы в период с конца XVIII в. до наших дней. Живопись и графика, медали и монеты, статуэтки из слоновой кости, бронзы, бисквитного и классического фарфора, декоративные тарелки с изображениями наиболее ярких моментов  жизни императоров, табакерки, портсигары, декорированные портретами в миниатюре, изделия из фарфора и стекла, редкие фолианты, наконец, вещи, которые носят меморативный характер, включая автограф Бонапарта.

Значительную часть выставки представляют произведения изобразительного искусства. Надо сознавать, что в те времена именно графика была носителем визуальной информации: будь то информация официальная, прославляющая, как бы сейчас сказали, агитационная, или, наоборот, направленная против избранного объекта (искусство карикатуры, широко распространившееся по всей Европе именно в первой четверти XIX века). Интересно наблюдать за тем, насколько разнится подход русских и французов к «официальной» пропаганде: достаточно агрессивные наполеоновские  сюжеты, призванные утвердить справедливость воцарения этого «человека из народа», – и довольно сдержанные русские эскапады, просто подтверждающие венценосность нашего императора.

Кстати, Наполеон, пожалуй, первым начал использовать прикладное искусство в качестве инструмента пропаганды, – при нём стало выпускаться то, что впоследствии получило название «агитационного фарфора». В экспозиции нынешней выставки есть примечательные образцы севрской мануфактуры. Надо отметить, что российские царедворцы быстро подхватили этот стиль, о чем свидетельствуют работы российских мастеров и художников.

Очень важна для истории и для искусства этого времени тема Аустерлица. Она не слишком комфортна для российского сознания (напомним, что наша страна потерпела в этой битве поражение, равного которому не было в её истории на протяжении 100 лет, и именно из пушек союзников, в том числе, из русских, была отлита знаменитая парижская Вандомская колонна). Для устроителей выставки очень важен непредвзятый исторический подход, – ведь эти сюжеты были очень популярны в фарфоровых изделиях. Как русских, так и западноевропейских.
Центральной идеей всей экспозиции является история личного знакомства двух императоров,  их  дружбы и вражды, история неиспользованных возможностей для устроения будущего Европы. Ярче всего раскрывают эту идею предметы, связанные с Тильзитом: здесь и первая встреча двух императоров в июне 1807 года, сначала в шатре на плоту посередине реки Неман, затем – переезд в Тильзит и 15-дневное тесное общение, наконец, заключение мира, как казалось тогда обоим, «вечного» мира.

Именно к этому времени относится один из старейших экспонатов выставки – самое первое издание книги о Наполеоне на русском языке («Наполеон – Император Французский», 1806). А  сразу же после Тильзита был создан артефакт, который можно назвать символом всей выставки – уникальный бронзовый медальон с эмалевым изображением двух властителей, крепко обнимающих друг друга. На реверсе медальона изображён тот самый неманский шатёр, в котором состоялась первая встреча государей.

Европа внимательно наблюдала за неожиданным сближением России и Франции и реагировала многочисленными графическими карикатурами (английский листок, в котором Бонапарт вручает орден Почётного легиона не русскому гренадёру, как было в действительности, а бурому медведю), и тем, что можно назвать «карикатуры в фарфоре».

Особым образом представлены на выставке события войны 1812 года. Интересно сравнивать, какое художественное отображение нашли они в российском и западноевропейском искусстве. Отечественная война 1812 года недаром считается поворотным пунктом в развитии европейского декоративно-прикладного искусства. Стиль ампир – франко-русское порождение – проявился, пожалуй, наиболее ярко именно в произведениях декоративно-прикладного искусства.  Отголоски в виде военных сюжетов проявлялись в искусстве Франции и России даже спустя сто лет после самих событий. Вот чайник гарднеровского завода; в медальонах по бокам с одной стороны изображена сцена рукопожатия Наполеона и Александра при заключении Тильзитского мира, а с другой, как свидетельство коварства французов – репродукция картины Василия Верещагина «Пожар Москвы. Возвращение из Петровского дворца». Или жемчужина коллекции А.Вихрова, ещё одна вещь, датированная началом XX в., – ваза Императорского фарфорового завода с изображением картины того же Верещагина «Наполеон на Бородинском поле».

Триумфальное вхождение под командованием Александра I союзных войск в Париж тоже находит свое отражение в произведениях искусства, изделиях народных мастеров, которых вдохновила слава русских воинов. Тема Отечественной войны и связанных с этим событий не уходит с годами, как и интерес современных художников к столь  значительным  фигурам мировой истории – Наполеону I и Александру I.

Директор музея Александр Сысоенко: «Для нашего музея, Музея декоративно-прикладного искусства, год 200-летия Отечественной войны 1812 года открывается выставкой "Два Императора". Музей в данном проекте выступает строго в своем амплуа –  тема отношений двух правителей раскрывается преимущественно средствами декоративно-прикладного и народного искусства. Лаконичность проекта и его позитивная настроенность выступают некоторой оппозицией масштабу и драматизму событий двухсотлетней давности, но вполне соответствуют дружескому уровню современных отношений России и Франции. Кроме данной выставки музей в этом году проводит всероссийский конкурс профессионального мастерства художников ДПИ всех жанров на тему влияния на жизнь народа и народное искусство событий 200-летней давности, а также выставку "Ампир русской победы".