Яков Аронович Виньковецкий (1938–1984) – философ, художник.
Учился в Горном институте, занимался в институтском ЛИТО под руководством Глеба Семенова вместе с Британишским, Горбовским, Битовым, Городницким, Агеевым, Тарутиным. Был близок к группе «Горожане» (Б. Вахтин, В. Губин, Б. Ефимов, В. Марамзин), поддерживал дружеские отношения с А. Волохонским. Написал ряд научных и философских трудов, которые распространял в рукописях; многие из них существовали в единственном экземпляре и не сохранились. Участвовал в Семинаре по общей теории систем С. Маслова, прочел доклад «О нестандартной космологии». В 1960-е под влиянием М. Кулакова и Е. Михнова-Войтенко начал заниматься живописью. Писал картины в духе абстрактного экспрессионизма, провел персональные выставки в клубах «Молекула», «Каравелла», в Доме писателя, участвовал в квартирных выставках и в первой официально разрешенной выставке нонконформистов в ДК им. Газа.
В 1974 привлекался в качестве свидетеля по делам В. Марамзина и М. Хейфеца. В 1975 эмигрировал в США с женой Дианой Виньковецкой (Киселевой), которая вскоре получила известность как писатель. Поселился в университетском городке Блэксбург (штат Вирджиния), затем переехал в Хьюстон (штат Техас). Продолжал научную деятельность, читал лекции в университете. Публиковался в журнале «Континент» и других эмигрантских изданиях, участвовал во многих художественных выставках в США, Европе и Израиле, провел ряд персональных выставок. Состоял в переписке с архиепископом Иоанном Сан-Францискским, профессором искусств Дж. Боултом, художником М. Кулаковым. Покончил жизнь самоубийством. М. Шемякин посвятил его памяти картину с вписанными в нее стихами Бродского и Бобышева. Посмертные выставки состоялись в Петербурге и Москве.
«Яков Виньковецкий работал в стиле, соединяющем американский абстрактный экспрессионизм и византийскую русскую иконографию. Он глубоко верил в духовную терапевтическую ценность искусства. Акт живописания, как и готовое произведение, имел для него наивысшую важность и символизировал творчество и философское проникновение.
Переживание творческого процесса было необходимо Якову. Ни один серьезный разговор с ним не мог обойти тем, которые он обдумывал и обсуждал с жизнерадостной готовностью и энтузиазмом: смысл искусства, его судьба в тоталитарном и свободном обществе, его способность коммуницировать личность художника и, что особенно важно для Виньковецкого, близость искусства к Источнику Света.
Картины, рисунки, принты Якова передают непрекращающийся поиск гармонии, накал его вдохновения, и, как он сам писал: «Мои картины стремятся быть окнами в пространства света». Рассматривая нервные конфигурации Виньковецкого, метеорические пути его колористических спиралей, мы понимаем, как много препятствий он преодолел, отваживаясь приблизиться к свету.
«Искусство – это дьявольский и завораживающий ад». Бурная одиссея его открытий оставила нам незабываемое свидетельство: эти интенсивные картины говорят о блеске, руководившем им, очаровывавшем его и в конце концов поглотившем его. Но они остались среди нас, как изучаемые Яковом в его геологических экспедициях кристаллы». (Джон БОУЛТ, профессор, Университет Южной Калифорнии, директор Института современного русского искусства, Лос-Анджелес)
Яков Виньковецкий. Живопись. СПб.: K Gallery. Серия «Авангард на Неве». 2019.