В 13.00 и 15.00 - Экскурсии по саду и мемориальной экспозиции «АХМАТОВА И ПУШКИН».
«Он победил пространство и время!» - эти слова Анны Ахматовой о Пушкине, безусловно, можно отнести и к ней самой. К.И.Чуковский писал: «Ахматова есть бережливая наследница всех драгоценнейших богатств русской словесной культуры», что «на каждой ее странице незримо присутствует Пушкин».
С 10.30 до 16.00 [галерея «Сарай»] Демонстрация документальных фильмов из цикла «НА ФОНЕ ПУШКИНА… 1937 г.» 2007г., 8 серий (по 25 мин.)
Автор проекта: Бэлла Куркова. Режиссеры: Людмила Гладкова, Александр Бот.
100-летие со дня гибели Александра Сергеевича Пушкина совпало с началом "Большого террора". Документальный телесериал "На фоне Пушкина... 1937" связал воедино два события, которые и в историю вошли вместе: начало "большого террора" и масштабный пушкинский праздник. Участники фильма, историки, литераторы, рассказывают о тех, кому доверено было идеологическое обеспечение обоих "мероприятий" - о поэтах и писателях, "инженерах человеческих душ". В фильмах использованы документы, дневники того времени, воспоминания участников событий, их детей и внуков.
1-я серия. "Дымовая завеса". 100 лет со дня смерти Пушкина и начало "Большого террора" в СССР - таким 1937 год вошел в историю нашей страны.
2-я серия. "Лагерный Пушкин". Федор Бруни - известный живописец, сделавший посмертный рисунок А.С.Пушкина. Ровно через 100 лет его потомок, скульптор Николай Бруни, заключенный лагеря в Ухте, получает приказ сделать памятник Пушкину. Памятник был открыт, а его автор расстрелян.
3-я серия. "Дело ленинградских писателей". 22 февраля 1937 года в Москве открылся Пленум Союза писателей, на котором началось деление на тех, кому "доверяют" и кому "не доверяют". В это время в Ленинграде шли правотроцкистские процессы, возникло "Дело ленинградских писателей". Фильм о трагических судьбах Бориса Корнилова, Юрия Юркуна.
4-я серия. "Те, кто угадал". О судьбе Николая Тихонова, Алексея Толстого и других талантливых людей, изменившихся под давлением всеобщего страха, рассказ о "писательской номенклатуре".
5-я серия. "Дежурят страх и Муза". Анна Ахматова и Осип Мандельштам. Их взаимоотношения и литературное братство в период государственного террора.
6-я серия. "Роковая цензура". О судьбе Юлиана Григорьевича Оксмана, профессора, зам. директора Пушкинского Дома (Института русской литературы РАН) в 1923 - 1936 годах. В ночь с 5 на 6 ноября 1936 года Оксман был арестован (ему инкриминировались "попытки срыва юбилея Пушкина, путем торможения работы над юбилейным собранием сочинений"). А цензор Д. Чевычев в 1937 году получил полную власть над ведущими детскими писателями, а затем возглавил издательство "Детская литература" и руководил им до 1968 года.
7-я серия. "Двойная жизнь". На улице Мойка, в доме 12 однажды появилась пожилая дама, поразившая всех великолепным русским языком и прекрасными манерами. Она подарила музею личные вещи Аркадия Россета, друга Пушкина. Чуть позже она же пишет доносы на Анну Ахматову и других писателей... Даму звали Софья Островская. Ее дневник хранится сегодня в Российской публичной библиотеке.
8-я серия. "Потомок Радши". В 1937 году заключенные, которых привезли пароходом на Соловки, видели на стене Соловецкого монастыря огромный плакат "Здравствуй, племя младое, незнакомое". Это была наглядная агитация, которую лагерное начальство посвящало 100-летию со дня гибели Александра Сергеевича Пушкина...
Как-то в библиотеку Соловецкого монастыря пришёл записываться Александр Владимирович Бобрищев-Пушкин, потомок рода Пушкиных. Посыпались вопросы: "Вы потомок декабристов?" Ответ: "Да, но кого только не было в нашем роду, он ведет начало от Радши".