Приговор полковнику Квачкову не только удивил своей жестокостью, но и вызвал дискуссию о том, за что именно он вынесен. Хотя взгляды Квачкова несовместимы с цивилизованными нормами, он не успел совершить никаких противоправных действий, «ничего не сделал». Фактически Квачков проведёт 13 лет в тюрьме за мыслепреступление. С другой стороны, человек, который взвёл курок, но выстрелить не успел, тоже в некотором роде «ничего не сделал»: следует ли считать его действия преступлением?
Вопрос, как юридически оценивать публичное выражение ненависти к тем или иным людям или группам по-прежнему актуален. В США действует Первая поправка к Конституции, гарантирующая свободу высказываний, в том числе и дурных, а в некоторых европейских странах, например, отрицание Холокоста уголовно наказуемо. Почти никого не устраивает 282-я статья УК РФ, но, может быть, это просто плохая реализация правильной в принципе задачи?
В какой момент слово становится делом, за которое можно судить и сажать, а намерение совершить преступление – преступлением?
Об этом будут спорить:
Андрей Бабицкий, редактор журнала Esquire
Александр Черкасов, председатель Совета правозащитного центра «Мемориал»
Модератор: Михаил Калужский, руководитель театральной программы Сахаровского центра.