Библейские образы, персонажи и сюжеты — это не просто культурные символы. Это метаязык, на котором, независимо от религиозных убеждений, говорят друг с другом писатель и читатель.
Библия — архетип европейской культуры, источник смыслов, которые пронизывают не только богословие и искусство, но и всю художественную речь, весь способ видеть и описывать мир. Европейская литература на протяжении веков выстраивала диалог с Писанием, и русская литература не стала исключением.
Третья беседа — о милости и суде в Библии и русской литературе.
Справедливый суд или милость? Ветхий Завет или Новый? Возмездие или прощение? Закон или любовь? На этой лекции мы обсудим темы, которые рождаются из евангельского взгляда на человека и раскрываются в русской литературе.
Мы обратимся к пушкинским произведениям — «Капитанской дочке», «Анджело», «Сказке о царе Салтане» — и к толстовским «Войне и миру» и «Анне Карениной». На их примере мы увидим, как великие писатели показывают взаимодействие суда и милости, строгости и сострадания, правды и любви — и как через художественный образ раскрываются глубинные библейские смыслы.

