Мини-цикл из трёх лекций, посвящённый идее «Града Божия»
Мини-цикл из трёх лекций посвящён идее «Града Божия», сформулированной св. Августином Блаженным и воплотившейся в структуре и эстетике великих исторических европейских городов — Рима, Парижа, Санкт-Петербурга и других. Речь пойдёт также о новых городах Европы, Америки и России и о символических моделях, на которых они основаны.
Современное градостроительство, пройдя через опыт авангарда с его богоборчеством и «искусством пустого неба», обращается к идеям возрождения традиционного города и сосуществования различных моделей: Града Божьего и града разделённого, Небесного Иерусалима и Вавилона. Мы попробуем понять, какие города способны ответить на глобальные вызовы — социальное расслоение, экологические проблемы, постиндустриальную городскую экономику, эстетическую деградацию городской среды.
-
Лекция 3 — Идея Civitas Dei в архитектуре
Современный архитектор и мыслитель Никос Салингарос увидел воплощение идеи Civitas Dei в исторических городах и ряде поселений Нового урбанизма. Богословская интерпретация города близка и русской культуре. В 1980-е годы идеи традиционного города получили развитие в среде «бумажной архитектуры» — направления, которое академик С. О. Хан-Магомедов назвал вкладом России в мировую культуру XX века наряду с авангардом и сталинской архитектурой. «Бумажники» прославились победами на международных конкурсах, создавая проекты, насыщенные символами и культурной памятью.Среди них — Михаил Филиппов, Илья Уткин, Михаил Белов, в 2000-е обратившиеся к неоклассике и воплотившие свои идеи в реальных кварталах и городах. К этому кругу неотрадиционалистов принадлежат также Максим Атаянц, Степан Липгарт и другие. В лекции будут представлены их концепции и реализованные проекты в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Тюмени, Ярославле, а также показана их связь с зарубежным Новым урбанизмом, двумя волнами русской неоклассики и идеей Civitas Dei.
Лариса Копылова — кандидат искусствоведения, архитектурный критик.