Вторая из трех лекций цикла кандидата филологических наук и переводчицы с нескольких языков Любови Сумм.
В Неаполитанском музее стоит статуя юного воина. Подходя к ней спереди, видишь знакомые героические черты: красивое, бесстрастное лицо, обнажённую фигуру. Лишь за спиной что-то висит — кажется, что это шкура, как у Геракла. Но, подойдя ближе, замечаешь: за спиной Неоптолема-Пирра не шкура, а тело маленького сына Гектора. Руки ребенка бессильно обмякли, голова едва не касается земли. Его убили победители, чтобы он не вырос и не возродил Трою. С какой бы стороны ни подойти к статуе, какой-то фрагмент этой страшной ноши всегда будет виден.
Греческая вазопись с VII века до н. э. и греческая трагедия с V века до н. э. сосредотачиваются не на подвигах героев под Троей, а на страшных моментах расправы над побеждёнными и на тех бедах, что настигли победителей.