Лекция посвящена древнейшей и простейшей строительной конструкции, в науке называемой «стоечно-балочной системой», а на самом деле представляющей собой каменное или деревянное подобие буквы «П». Это технологическое решение хорошо знакомо всем, кто хоть раз строил сарай у себя на даче. Каждый народ искал свой способ оформления и украшения таких сооружений. Наиболее универсальное решение нашли древние греки. Благодаря им архитектура приобрела свой собственный язык и получила тему повествования, требующую от зрителя сочувствия и сопереживания.
С тех пор история европейской архитектуры неразрывно связана с ордером – так была названа эта художественная система. Он стал эффективным инструментом в руках талантливого архитектора, с помощью которого можно решать самые разные творческие задачи: выражение масштаба постройки, членение композиции в гармоничных пропорциях, проектирование ритмического строя, придающего архитектурному произведению четвертое, временное измерение. Портик – фасад античного храма, с тех пор стал универсальной метафорой, придающей статус «храма» самым разным зданиям. Мы в Москве в изобилии видим и «храмы науки», и «храмы искусства», «и храмы правосудия», и, разумеется, просто храмы, фасады которых «общаются» с нами на языке античных зодчих.