В Культурном Центре "Покровские ворота" 15 ноября (суббота) в 19.00 московский ансамбль старинной музыки «Солисты Барокко» представляет концертную программу «Муза, поющая с берегов Эльбы».
В составе:
- Светлана МАРКИНА (сопрано),
- Иван СПИРИДОНОВ (скрипка),
- Денис ГОЛУБЕВ (гобой),
- Маргарита СПИРИДОНОВА(альт),
- Андрей СПИРИДОНОВ (виолончель),
- Олег БОЙКО (барочная гитара),
- Федор СТРОГАНОВ (клавесин).
В программе: сенсационные находки, связанные с русской и немецкой музыкой и историей XVII – начала XIX вв.
«Муза, поющая с берегов Эльбы»
В августе 1730 года в Гамбурге состоялся концерт, устроенный русским послом И.Ф. Беттигером в честь коронации императрицы Анны Иоанновны. Торжественный день был отмечен праздничным ужином, балом, фейерверком и концертом. Были исполнены так называемые «русские пьесы» Г.Ф. Телемана, написанные в разное время по заказу русского посла. Среди сочинений были «Серенада» на празднование мира России и Швеции и пьеса, написанная к бракосочетанию дочери Петра I Анны с герцогом Голштейн-Готторским.
Но здесь состоялось еще одно событие, повлиявшее на русскую музыкальную культуру и историю русских и немецких культурных связей. Это – встреча Георга Филиппа Телемана и русского поэта Василия Кирилловича Тредиаковского. Русский стихотворец и музыкант (который помимо прочего является автором духовных 12-голосных концертов) не только был знаком, но и брал уроки композиции у Телемана!
Вернувшись из Гамбурга в Россию в сентябре 1730 года, Тредиаковский претендовал на новую для России роль придворного поэта и музыканта. Он старался развить жанр панегирика, ценимый при европейских дворах, мастером которого как раз и был Телеман.
Тредиаковский сочинил «Приветственную песнь на возвращение императрицы Анны Иоановны в Санкт-Петербург». Это произведение (написанное по всем канонам барочной нотописи с цифрованным басом) было выгравировано на доске в январе 1732 года, и стало первым опытом нотопечатания в России. «Песнь» написана в форме менуэта; музыкальные интонации близки к немецким народным песням. Автор немецкого текста – граф Бирон; Тредиаковский перевел его на русский и сочинил музыку.
Нам удалось разыскать и подготовить к исполнению этот панегирик в том виде, в котором он прозвучал в августе 1730 года в доме русского посла в Гамбурге.
В 1761 году гамбургские газеты представили публике «Великого виртуоза» Иоганна Готфрида Пальшау. Именно в Гамбурге началась творческая карьера этого клавесиниста и композитора. Свои первые сочинения он напечатал в Нюрнберге, затем учился в Риге у ученика И.С. Баха, где и напечатал 2 концерта для клавесина и оркестра. В нашей программе будет исполнен концерт №2, который Пальшау неоднократно и с большим успехом исполнял в Москве и Санкт-Петербурге.
Московский ансамбль «Солисты Барокко» на протяжении многих лет занимается исследовательской деятельностью, работает в библиотеках и архивах, собирая музыкальные произведения немецких и русских композиторов, которые позволяют по-новому взглянуть на исторические и культурные процессы в Европе XVII – начала XIX веков.
Сегодняшняя программа – первая из нового цикла концертов ансамбля, в которых прозвучат сенсационные находки, связанные с русской и немецкой музыкой и историей.